Моделирование управления углом тангажа
Реакция самолета на управляющие воздействия автопилота угла тангажа.
Рассмотрим модель продольного короткопериодического движения самолета (3.19), управляемого автопилотом угла тангажа с законом управления (9.1). Управляющее воздействие формируется пилотом путем отклонения рукоятки «Спуск-подъем». Модель содержит уравнение состояния, уравнения выхода и входа, а также закон управления автопилота:
(9.12) |
к (I) = Апкхпк (I) + BSKuk (t), Упк (t) = Хпк (t) , |
uUt) = |
где |

Подставим уравнения выхода (9.12), входа (9.13) и закон управления (9.14) в уравнение состояния (9.11) и выполним преобразование Лапласа при нулевых начальных условиях:
(Pi — Апк — BLD^YnHp) = BLCUAV(P).
-W All!) £ Ч П |И |
![]() |
|||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Получим вектор передаточных функций замкнутой системы «самолет — автопилот угла тангажа» по параметрам продольного короткопериодического движения на управляющее воздействие по углу тангажа
![]() |
![]() |
Переходная матрица состояния по параметрам продольного короткопериодического движения самолета при включенном автопилоте угла тангажа
![]() |
![]() |
Элементами вектора (р) являются передаточные функции самолета по соответствующим параметрам вектора выхода YnK(p). Он совпадает в рассматриваемом случае с вектором переменных состояния по параметрам продольного короткопериодического движения Хпк(р) на управляющее воздействие по углу тангажа Аоэад(р)
Переходная матрица состояния
фГ(р> = {ФпкПи(Р)}пР/:ФГ(Р)1 ■ (9-15)
Определитель матрицы
!ф:г(р)1 =
= р3 + А^У + АГир + AoAnv = ДАПи(р). (9.16)
(9.17)
![]() |
![]() |
Подставим выражения для определителя (9.16) и присоединенной матрицы (9.17) в (9.15): —
К) ~ аа, ШіаШі, а]/ААП%;
Тогда вектор передаточных функций определяется следующим образом:
р(р — «O. J v-вЛ
ААПи(р)
P^ajii, а,,,. ї’ І-,
.ЛПи . .
al),ut(p — аа, о) а<мАи
А |
АПи / ч
(р)
-*АПи |
![]() |
|
|
|
![]() |
|
![]() |
|
|
|
![]() |
|
|
|
![]() |
к£(ЬР*1) |
![]() |
|||
|
|||
![]() |
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|
||
|
Рис. 9.15. Структурная схема замкнутой системы «самолет — автопилот угла тангажа»:
а — автопилот с жесткой обратной связью в сервоприводе; 6- автопилот с изодромной обратной связью в сервоприводе ‘ ■ ■
Реакция самолета на ступенчатое отклонение руля высоты пилотом была рассмотрена в подразделе 3.3.2. Изменение этой реакции при включении в проводку управления руля высоты демпфера тангажа показано в 6.1.2.
Рассмотрим реакцию замкнутой системы «самолет — автопилот угла тангажа» на ступенчатое отклонение пилотом рукоятки «Спуск-подъем». На этапе короткопериодического движения сформируется новое установившееся значение угла тангажа
Ди,,сг = Ііт{рДомд(р)ЇУд““(р)} =
р->0
= lim Bfup + ВГ =
P-ol Р ^ + дАПу + дАШр + дАіь/
тчАПи а
ИД * |
В] Аощд
а АПи
Ао
![]() |
![]() |
![]() |
Установившиеся значения угловой скорости тангажа и угла атаки примут нулевые значения:
![]() |
Аналогичным образом определяют переходные процессы по угловой скорости тангажа и углу атаки.
Реакция замкнутой системы «самолет-автопилот угла тангажа» на внешние возмущения. Рассмотрим модель продольного короткопериодического вынужденного движения самолета, управляемого автопилотом угла тангажа, при наличии внешних возмущений:
х„к (I) = Апкхпк(1) + BLuL (I) + В“Хк№, (9.25)
. . УшсШ = xnK(t), (9.26)
uL(t) =5Anu(t), (9.27)
5Ani>(t) =DAnuynK(t). (9.28)
Вектор входа UnK(t) и матрица входа В“к определены выражениями (3.148) и (3.149). Подставим уравнение выхода (9.26) и закон управления (9.28) в уравнение состояния (9.25) и возьмем преобразование Лапласа при нулевых начальных условиях:
3 . * АПо 2 і і шш. * і Р + А2 р + Ai р + А0 Р |
3 . а^По 2ґ,• а *АПи. д^АПи Р + А2 р + А! р + АС? |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
AuVCT = lim {pAmZB(p)W^"(p)}
р^О
{ pfC^p + C^Am, І У + A^V + A|% + С0-* |
![]() |
![]() |
Следовательно, автопилот угла тангажа с законом управления (9.1) является астатическим по отношению к внешнему импульсному момент — ному возмущению по тангажу.
![]() |
![]() |
Если внешний момент тангажа ступенчатый AmZB (t) = 1 (I) Am^,, AmZB(p) = AmZB/p, то управление будет происходить со статической ошибкой:
т. е. автопилот угла тангажа с законом управления (9.1) является статическим по отношению к внешнему ступенчатому моментному возмущению по тангажу. Для уменьшения статической ошибки необходимо увеличивать передаточный коэффициент ки. 1
Аналогичным образом могут быть получены передаточные функции и исследована реакция на внешние возмущения для замкнутой системы «самолет — автопилот угла тангажа» с законом управления (9.5). Такой автопилот обеспечивает астатическое управление при ступенчатом моментом возмущении.